ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.

07.12.2020 Радио России - Тула. Интервью 2010 года
Радио России - Тула. Интервью с победительницей Всероссийского конкурса "Позитивный контент-2010" (в рамках "Премия рунета - 2010") в номинации "Персональный сайт педагога" учителем музыки Ириной Тихоновой.

Интервью записано 16 декабря 2010 года.
С гостем в студии беседовала журналист Алина Красавина.

20.10.2020 Ведутся работы в разделе "Рождество"
Сегодня начала добавлять всё, что собрала для применения на практике. Тексты, ноты, аудиозаписи. Сам раздел пока не придумала, как сделать на виду - найти его можно по ссылке



Равель М. "Болеро". Популярная классика

<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>

Музыка и Я

57

2010-03-05

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!


В сегодняшнем выпуске рассылки Вас ждёт АНОНС музыкальных произведений, которые можно скачать на сайте "Музыка и Я". Это классическая музыка.

В 1-ую очередь предлагаю Вам скачать и послушать (а может быть наоборот) "БОЛЕРО" французского композитора Мориса РАВЕЛЯ (1875 - 1937). Одно из лучших среди всех, созданных в ХХ веке.

Слушать здесь>>

Скачивать здесь>>

Если Вы ещё не знакомы с этой музыкой, то послушайте её без каких-либо предварительных комментариев...

Может быть только вопросы поставлю:

1. Что главное в этой музыке?

2. Какой характер? Меняется он или нет?

3. Сколько тем услышали?

4. Какие из элементов музыкальной речи остаются неизменными, а какие меняются? (Мелодия, ритм, темп, тембр, динамика)

Потом читайте то, что написано здесь в рассылке, в интернете по запросу "Равель "Болеро"...

Продолжу. Как Вы воспринимаете это произведение? Какие оно вызывает у Вас чувства? Я не удивлюсь, если мнения будут высказаны разные. Если обратиться к исследователям творчества Равеля, то можно столкнуться с очень разными трактовками этого произведения. Одни видят развёрнутое симфоническое полотно как стихию чёткого, "машинообразного" движения, неостановимого нарастания, нередко даже трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы, другие - ярко и необычно развивающийся танец. Другие считают, что последние такты с их красочной модуляцией - грандиозный сдвиг на пути ослепительного шествия, могучего и страшного, сметающего всё на своём пути, другие воспринимают их как высвобождение огромной энергии и воли, которые накапливались в течение длительного времени. Поэтому заключение воспринимается как гимн радости и свету, выходящий за рамки настроений и мыслей отдельной личяности, как порыв огромной массы людей, движимой едиными помыслами и чувствами.

По представлению самого Равеля, действие "Болеро" должно было развёртываться под открытым небом. В соединении двух чередующихся тем он ощущал нечто подобное соединению звеньев цепи, более того, непрерывность заводского конвейера. Поэтому в декорацию, по его мнению, надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец. Видимо, сказалось пристрастие Равеля к заводам Бельгии, Рейнской области, которыми он восторгался во время своего путешествия. На один из них, перед которым он любил гулять, он указывал - "Завод из "Болеро". И безусловно, что в кажущейся "механичности" движения, вызванной многократным повтором двухтем, постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия.

А теперь ответы на вопросы, которые были поставлены ранее в этом выпуске рассылки.

"Болеро" - название испанского танца. В основу своего "Болеро" Равель положил две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера. (Отец Равеля был французом, мать - испанкой. И композитор всегда тянулся к испанской народной музыке, оставаясь при этом типичным французом.) Мелодии эти, совершенно не менясь, следуют одна за другой, причём, прежде, чем уступить место следующей, каждая повторяется два раза. И так пять раз подряд без единой паузы, в одном и том же темпе.

Сам Равель подчёркивал, что особенность "Болеро" в неизменности мелодии, темпа и ритма (в течении всей пьесы безостановочно звучит ритмичная фигура танца, объединяющая не только обе мелодии, но и все их повторения в единое целое). Зато динамическое и оркестровое (тембровое) развитие грандиозно! Музыка звучит от еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо, количество инструментов усиленного состава симфонического оркестра и сила их звучания увеличиваются с каждым очередным проведением темы. При этом музыка неизменно остаётся в одной и той же тональности до-мажор; в басу только два чередующихся звука - до и соль. Лишь перед самым концом композитор на 8 тактов сдвигает музыку в другую тональность (ми-мажор), словно на несколько мгновений сходит с прямого, как по линейке начерченного пути, чтобы, взглянув на него со стороны, сейчас же с удесятерённой энергией на него вернуться. Этот момент - самая сильная точка (кульминация) всего сочинения. Тут вступят молчавшие до того большой барабан, тарелки и там-там (огромный гонг). Через несколько секунд музыка обрывается. Конец!

Музыка "Болеро" производит гипнотизирующее, завораживающее впечатление. Не случайно поэт Н. Заболоцкий называет "Болеро" "священным танцем боя". Вот строки из его стихотворения "Болеро":

Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!

Это произведение, написанное в далёком уже от нас 1928 году, одно из самых любимых произведений и оркестрантов, и слушателей. А какое огромное количество сценических постановок оно прожило и до сих пор пользуется неизменным успехом... Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

P. S. В выпуске рассылки, посвящённому лечебно-музыкальной программе №3 "Для снятия стрессового состояния", среди других произведений, которые рекомендуется слушать, указано и "Болеро" М. Равеля...

Литература, использованная при подготовке выпуска.
Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986, стр.135 - 136.
Программа. Музыка. 1-8 классы. М.: Просвещение, 2006, стр. 98 - 99.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'


Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.





20211001_142924.jpg
Заказать
индивидуальное
видео
поздравление
можно
на сайте
https://dimivideo.ru 
По промокоду
MUSICANDI
скидка 30%
УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих


ВИДЕО НА КАНАЛЕ YOUTUBE:








Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.

Яндекс.Метрика