Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Урок 2, 3. Марш



Второй и третий уроки углубляют основную тему четверти. Главная их задача — научить ребят определять непосредственно в звучании разные виды маршей. В программе указывается, что выполнение этой задачи следует начинать с рассмотрения (в опоре на ответы самих ребят) всевозможных жизненных обстоятельств, при которых звучат марши. После того, как ребята вспомнят, где они встречались с маршами в жизни и какие это были марши, учитель, предлагая в грамзаписи «Встречный марш» С. Чернецкого, задает классу ряд вопросов, направленных на самостоятельное осознание ими данного вида марша. Например: слышали ли вы когда-нибудь эту музыку? Где она может звучать? Кто марширует под нее? И когда учащиеся придут к выводу, что это военный марш, следует обратить внимание на то, кто его исполняет (один музыкант или много). Таким же образом учащиеся определяют спортивный и пионерский марши. 

Нередко возникают затруднения в определении «игрушечного» марша. И это не случайно. Во-первых, жизненные связи таких маршей, как, например, военный, пионерский, выражены значительно ярче; во-вторых, различить их помогает специфическая тембровая окраска: духовой оркестр, звучание горна, барабана. На фортепиано же можно исполнить практически любой тип марша. 

Верному определению характера «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского помогают наводящие вопросы учителя, а также непосредственное участие самих детей в исполнении музыки с помощью движений. Например, если учащиеся скажут, что под этот марш можно шагать (марш «для нас»), то учитель предложит ребятам промаршировать под эту музыку,— пусть они почувствуют, что шагать в таком быстром, необычном для марша темпе неудобно. И тогда станет очевидным, что этот марш написан не для взрослых и даже не для малышей, а для игрушечных солдатиков. В музыке ощущается четкий, легкий, несколько учащенный пульс — в отличие от такого же четкого, но более размеренного, неторопливого пульса предыдущих маршей [1]. Закрепить представление об этом виде марша поможет игра, например «Парад деревянных солдатиков». Класс делится на две группы: «музыканты-барабанщики», без которых парада не бывает, и «игрушечные солдатики». Группа «барабанщиков» легкими кистевыми движениями имитирует игру на барабане, вторая группа в соответствии с ритмической пульсацией музыки как бы марширует, подражая движениям рук игрушечных солдатиков. Еще интереснее и организованнее пройдет «парад», если руководить им станет дирижер. Ему вручается жезл (указка). Движение жезла вверх — это команда всем участникам парада приготовиться. Движение жезла вниз будет командой начинать исполнение той группе, к которой направлено это движение дирижера [2]. Внимание ребят обращается на то, что музыка — быстрая, легкая, и характер движений должен соответствовать характеру музыки. Так с первых занятий учитель стремится воспитывать сознательное отношение школьников к исполнению музыки. 

Одновременно с расширением представлений о разных видах маршей на этом и следующем уроках дети постепенно знакомятся с характерными свойствами песни как типа музыки. 

Продолжается работа над «Песней о школе» и «Во поле береза стояла». Вводится новый методический прием — исполнение в ансамбле с учителем в 4 руки [3]. Предварительно можно предложить всем учащимся представить себя пианистами и сыграть на воображаемом фортепиано в качестве сопровождения всего два звука одновременно двумя руками или поочередно каждой рукой, - в то время как музыка будет звучать в записи или в исполнении учителя (см. Хрестоматию к программе по музыке для общеобразовательной школы. I класс— М.: Просвещение, 1982, с. 5). В процессе такого «исполнения» следует обращать внимание на спокойный характер звучания и соответствующий ему плавный, мягкий характер свободного кистевого движения рук. Подобное задание активизирует всех ребят, дает им возможность показать себя одновременно слушателями и исполнителями, а учителю — выявить музыкальность тех школьников, которые еще недостаточно проявили себя в пении. После этого учитель выбирает учащегося для совместной с ним игры на фортепиано (прежде чем исполнить песню «Во поле береза стояла» со всем классом, желательно убедиться, что выбранный ученик успешно справляется с заданием). Затем класс споет песню в сопровождении учителя и выбранного солиста. Сколько радости испытают ученики, которые смогут принять участие в исполнении музыки совместно с учителем на настоящем инструменте. Такая возможность урок за уроком должна быть представлена каждому [4]

Смена музыкальных впечатлений, переключение с одного вида исполнения музыки на другой вносят в урок эмоциональное разнообразие, тем более что подобные формы заданий близки ребятам по музыкальным занятиям в детском саду. 

На третьем уроке после входа учащихся в класс под музыку «Марша» С. Прокофьева [5] следует обратить их внимание на то, как маршировали будущие октябрята, остановились ли они вовремя (вместе с «точкой» в конце марша) или сделали лишние шаги (продолжая маршировать после его окончания). При повторном звучании марша можно предложить следующую работу: по команде «Марш!» ребята начинают маршировать, по команде «Стоп!» учитель, не прекращая звучания музыки, останавливает их. Внимание ребят обращается на то, что, когда маршировка прерывается, музыка продолжает звучать, пульс ее четкий, непрерывный, равномерный. 

Внимательное вслушивание в пульсацию звучащей музыки позволит учащимся уловить и более тонкие различия маршей, что является задачей данного урока и служит углублению темы четверти. 

«Три варианта марша» Д. Кабалевского прозвучат в исполнении одного инструмента — фортепиано. Пусть ребята послушают сначала пионерский марш. Если они ошибутся, сочтут его спортивным или военным, учителю надо сыграть названный ими вид марша и спросить, какой из маршей легче по звучанию; кому — пионерам или солдатам — удобнее шагать под эту музыку. Внимание учащихся должно быть сосредоточено на характере звучания каждого марша, тогда очевидней станет ошибка, и они самостоятельно придут к верному решению. 

Можно поставить и более простую задачу: определить виды двух наиболее контрастных маршей, сыгранных подряд (например, «Солдаты, физкультурники» и «Игрушечные солдатики» (см. Хрестоматию, с. 14). 

Важно подвести учащихся к тому, что в основе «Трех вариантов марша» была одна и та же мелодия. Такое мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации. Приемы, опирающиеся на сопоставление сходного и различного в музыке, помогают решить поставленную задачу. Учитель направляет внимание первоклассников на различия: в силе звучания (ребята отмечают, что «военный марш был громкий, а игрушечный — тихий»); в темпе (более медленном — в военном марше и довольно подвижном — в игрушечном); в регистре (он воспринимается учащимися в единстве с фактурой: «Военный марш был тяжелый, а игрушечный — легкий (тонкий), на высоких звуках»). 

На данном этапе можно говорить лишь о накоплении учащимися слухового опыта восприятия некоторых средств выразительности музыки, а осознание этого опыта является уже специальной задачей занятий в 4-й четверти. 

Как известно, вокально-хоровой уровень того или иного класса к началу занятий в школе бывает весьма различным. Так, в одном классе ребята уже на третьем уроке могут хорошо исполнить всю «Песню о школе», в другом классе это становится возможным лишь к концу четверти, в третьем — и того позже. В зависимости от этого учитель может использовать в каждом конкретном классе знакомый детям материал. Такой подход позволяет школьникам последовательно накапливать исполнительский опыт. Главное, чтобы дети получали удовольствие от самой музыки, были увлечены ею и процессом ее восприятия. 


1. Слово пульс ребята могут назвать сами по аналогии с пульсом человека. Когда врач приходит к больному, то первым делом берет его руку и прощупывает пульс. Если человек нездоров или он волнуется, торопится — биение его пульса неровное, прерывистое, частое. Если же человек спокоен, то и пульс его равномерен, спокоен, нетороплив. Так и в музыке ощущается разный пульс — в зависимости от её характера, от того, о чем она рассказывает. 

2. Здесь описан возможный вариант музыкальной игры. Желательно, чтобы она не выглядела специальным заданием, а рождалась на уроке в процессе совместного творчества учителя и школьников. 

3. См.: Программа, с. 33—34. 

4. В настоящем пособии отмечаются не все произведения, которые могут исполняться в 4 руки в ансамбле с учителем. Следует иметьв виду, что в нотной хрестоматии такие произведения указаны специально. 

5. В связи с музыкой «марша» на уроке можно показать детям портрет С. Прокофьева. 






Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.