Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Урок 3 Повсюду музыка слышна

Уроки музыки в 1 классе
Тема урока: Повсюду музыка слышна
Тип урока: Комбинированный урок / Игра
Элемент содержания: 

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.



Умения и виды деятельности: специальные: – определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
– принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Умения и виды деятельности: общеучебные: – выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
– приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
– исполнять, инсценировать песни.
Репертуар по слушанию: Ролевая игра «Играем в композитора»
Репертуар по пению: Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок
Программа: 

Сценарий этого урока строится в опоре на активные виды творческой деятельности учащихся. Перед тем, как попытаться создать с детьми первые вокальные импровизации, можно задать детям следующие вопросы: кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных инструментов? почему фольклор называют «народной мудростью»? какие народные песни знают и любят петь в их семьях?

Прочитав выразительно тексты народных детских стихотворений и определив с детьми о чем в них идет речь (о различных явлениях окружающей жизни, явлениях природы), необходимо выяснить, каким образом при чтении стихов дети подчеркивают особенности их содержания.

Вслед за этим предложите ребятам представить себя композиторами и подумать над тем, на какой из текстов можно сочинить песню, а на какие – песни-танцы или песни-марши. Для расширения словаря эмоциональных терминов на этом и последующих разворотах Учебника-тетради предлагаются слова, из которых дети выбирают наиболее соответствующие характеру каждого из предлагаемых стихотворений.

Учитель должен помнить о том, что не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. Важно в игровой, увлекательной форме предложить ребятам «войти» в роль композитора и услышать «Солнышко» как песенку-закличку (кликать, призывать, зазывать солнышко), «Гори, гори ясно…» – как песенку-считалку, «Трам, трам, трам» - как песню-марш, «Баю, баюшки, баю – как колыбельную. Пусть каждый ребенок выберет то стихотворение, которое ему больше понравилось и попытается создать свою маленькую песенку на этот текст.

Конечно, на первом этапе создания детьми песенных импровизаций, они будут приближаться к мелодекламации, чтении текстов «нараспев». Даже скупые попытки вокализации первоклассниками стихотворных текстов (или их фрагментов) нужно поощрять, не навязывая детям какие-либо мелодико-ритмические «формулы». В этой работе следует положиться на интуицию учащихся, свободу их музыкальных проявлений.

Для того, чтобы подготовить детей к осознанию того, что мелодия – душа музыки, ее главная мысль, ее основа (это тема следующего урока), предложите детям задуматься над тем, мелодию какого характера нужно сочинить к каждому образцу текста: медленную, напевную или оживленную, радостную, энергичную.

Песенки можно сочинять по фразам, сплетая «венок» из отдельных мелодий, придуманных детьми, а можно исполнить хором все импровизации сразу. В этой «разноголосице» хорового звучания учителя не должны пугать необычные для слуха сочетания. Ведь каждый «слышит» и «сочиняет» свой вариант мелодии!

Ритмическое сопровождение или игра на воображаемых инструментах, имитация движений (например, покачивание колыбельки, удары барабанных палочек и т.п.) могут дополнить «композиторское творчество» первоклассников.

В заключение урока можно вспомнить полюбившиеся музыкальные произведения из предыдущих уроков, а также продолжить работу над выразительностью исполнения песенного репертуара.

Одним из вариантов окончания третьего урока может быть такой: выход детей из класса под музыку, которую сочинил учитель на предлагаемые в учебнике тексты народных песенок-попевок. Пусть ребята услышат, насколько мастерство учителя-композитора может придать уже знакомым стихотворениям завершенный, законченный характер.


Методические рекомендации: 

Составление учителем сценарного плана урока по этому развороту должно быть направлено на знакомство детей с народными песенками-попевками. Их сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека.

      В ролевой игре «Играем в композитора» учащимся предлагается определить характер, настроение песенок, их жанровую основу.

      Для расширения словаря эмоциональных терминов на этом и последующих разворотах предлагаются слова, из которых дети выбирают наиболее соответствующие характеру каждого из фольклорных текстов.

      Конечно, не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. Важно в игровой, увлекательной форме предложить ребятам «войти в роль» композитора. В результате возникают «Солнышко» как песенка-закличка, «Гори, гори ясно…» — песенка-считалка, «Трам, трам, трам» — песня-марш, «Баю, баюшки, баю» — колыбельная.

      Главное в том, чтобы мелодекламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную. Вокальные «опусы» детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений (например, покачивания колыбельки).

      Наиболее удавшиеся индивидуальные импровизации, самые яркие мелодии или даже отдельные интонации, ритмы аккомпанемента можно разучить всем классом. Эти импровизации можно выстроить как своеобразную композицию, где органично соединятся пение (сольное или всем классом), инструментальная импровизация-проигрыш, ритмические движения, пластические композиции. Учитель же при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы предложить школьникам свои короткие импровизации-сочинения на предложенные в учебнике тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы, предложенные на этом развороте.

      Если учитель никогда ранее не использовал на уроках элементы импровизации, нужно попытаться освободиться от этого «комплекса» и, вдохновившись приемами «рождения» песни в фольклорной традиции, попытаться все-таки «сложить» ее, разыграть так, как этого требует природа народного песнетворчества — естественно и свободно, без традиционных шаблонов и стереотипов, так, как «спелось и сыгралось», от души. Учителю предлагается ступить на путь ученичества и вместе с первоклассниками погрузиться в увлекательный мир композиторского творчества.


Ход урока: Источник: Учебник Музыка. 1 класс. Система уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки

Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.