ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.

07.12.2020 Радио России - Тула. Интервью 2010 года
Радио России - Тула. Интервью с победительницей Всероссийского конкурса "Позитивный контент-2010" (в рамках "Премия рунета - 2010") в номинации "Персональный сайт педагога" учителем музыки Ириной Тихоновой.

Интервью записано 16 декабря 2010 года.
С гостем в студии беседовала журналист Алина Красавина.

20.10.2020 Ведутся работы в разделе "Рождество"
Сегодня начала добавлять всё, что собрала для применения на практике. Тексты, ноты, аудиозаписи. Сам раздел пока не придумала, как сделать на виду - найти его можно по ссылке



Урок 4 Душа музыки – мелодия

Уроки музыки в 1 классе
Тема урока: Душа музыки – мелодия
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний / Игра
Элемент содержания: 

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В   марше – поступь, интонации и ритмы   шага, движение. Песня – напевность, широкое дыхание, плавность   линий мелодического рисунка. Танец – движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер   в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики-«солдатики» маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.



Умения и виды деятельности: специальные: Учащийся научится:

– понимать термины: мелодия и аккомпанемент; что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
– выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша;
– определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).

Учащийся получит возможность научиться:

– откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
– определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
– эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.



Контрольно-оценочная деятельность: вид: текущий
Контрольно-оценочная деятельность: форма: устный опрос
Образовательные задачи: 

Показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке;

систематизировать опыт учащихся в восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша.


Репертуар по слушанию: П.Чайковский: – «Сладкая греза», – «Вальс», – «Марш деревянных солдатиков».
Репертуар по пению: 

- Песни - исполнение

- П.Чайковский:

- «Марш деревянных солдатиков» - пропевание мелодии

- «Сладкая греза»

- «Полька»

- «Вальс» - игра на воображаемых

инструментах хлопки, игра на ДМИ

- Песня - разучивание

- Игра «Угадай мелодию» - разучивание


Программа: 

В начале урока можно исполнить хотя бы один куплет знакомой ребятам по предыдущим урокам песни. При этом нужно обратить их внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение (аккомпанемент) играет учитель.

Предложите ребятам вспомнить ситуацию, которая часто случается с каждым в жизни – какой-либо мотив, напев никак не уходи из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил, потому что она запомнилась и полюбилась нам.

Душа музыки – мелодия. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Какая бы музыка не звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.

Главной задачей этого урока, построенного на содержании разворота учебника-тетради «Душа музыки – мелодия», является систематизация слухового опыта учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша. Три пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского [1] – «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька»),   – создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения.

На какие характерные особенности следует обратить внимание детей после звучания каждого из сочинений? В марше – подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение. В вальсе –плавность и закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз–два–три), в польке [2] – подвижность темпа, четкие акценты, короткие «шаги». В песне, которую никто не поет голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано (пианино) – напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения.

Обозначенные черты жанров следует не только различать с детьми на слух, но и осваивать их в процессе музицирования. Во-первых, учитель предлагает детям спеть мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на какой-либо слог). Во-вторых, мелодическую линию песни («Сладкая греза») можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка. В-третьих, под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться (влево-вправо), в польке – исполнить равномерными хлопками пульс. Акценты в начале или конце фраз солисты-исполнители могут отметить ударами в бубен или ударами деревянных ложек.

И, наконец, в марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках.

В Учебнике-тетради предлагается задание: записать пульс марша вертикальными линиями. Напомним, что это задание нужно выполнять под звучащую музыку. Можно потренироваться всем классом и нарисовать эти линии-палочки в воздухе, воображаемыми мелками, двое-трое учащихся могут это сделать на доске.

Применяя «метод разрушения» при исполнении пьес Чайковского на фортепиано – изменяя те или иные средства выразительности (темп, регистры, лад, динамику и пр.), учитель обучает детей не только эмоциональному, но и осознанному восприятию музыки, ее языка. Восприятие музыки становится активном лишь в том случае, если оно на первоначальном этапе обучения постоянно связывается с игровыми приемами детского музицирования.

Продолжая разучивание песен, учитель помнит о том, что вокально-хоровая работа расширяет свои функции на уроках музыки. Те вопросы, которые он ставит пред детьми на произведениях, предназначенных для восприятия, могут быть рассмотрены при работе над выразительностью конкретных песен. При пении нужно учить детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.

Можно в конце урока предложить детям музыкальную игру: желающие дети напевают без слов мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс на несколько групп (например, по рядам), и предложить «жюри» подсчитывать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий. Возможет вариант организации   игры по типу телеигры «Угадай мелодию».


[1] «Детский альбом» – цикл из 24 фортепианных пьес П. И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.

[2] Полька – чешский народный танец, в переводе означает «полшага».

  ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Доучиваем песню (об осени, о школе, «Нотный хоровод») или исполняем хотя бы один куплет (узнаем песню по мелодии). Обращаем внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение (аккомпанемент) играет учитель.

– Часто бывает в жизни, что мы напеваем какой-либо мотив, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, потому что она запомнилась и полюбилась нам.

Мелодия – душа музыка. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.

Предлагаем познакомиться с мелодиями композитора, которого уже знаем (узнаем по звучанию «Па-де-де»). Можно рассказать об истории создания «Детского альбома» (посвящён Володе Давыдову, соч. 1878 года).

«Марш деревянных солдатиков»

– Что удобно делать по эту музыку?

– Кто марширует?

Поем мелодию на слог «та». Пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях. На воображаемых барабанах можно исполнить ритмическую пульсацию пьесы, можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки движением согнутых в ладонях «рук игрушечных кукол» «исполняют» пульсацию марша, мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. В марше следует подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение.

«Сладкая греза» (название не говорим).

– Как звучит мелодия в этой пьесе? Она похожа на марш или на танец?

Это песня, которую никто не поет голосом, но выразительно исполняет фортепиано (пианино). Подчеркиваем напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения. Предлагаем сыграть на воображаемой скрипке мелодическую линию пьесы певучими протяженными движениями волшебного смычка.

«Полька» (мелодию тоже можно напеть).

Исполняем пульсирующими хлопками, акценты в начале или в конце фраз можно отметить ударами в бубен или ударами деревянных ложек (солисты-исполнители). Обращаем внимание на подвижный темп, четкие акценты, короткие «шаги».

«Вальс»

Обращаем внимание на плавность, закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз – два – три). Под музыку вальса мягко ритмично покачиваемся (влево-вправо).

Выполняем задание в учебнике – тетради: записать под звучащую музыку пульс марша вертикальными линиями. Можно потренироваться – рисовать линии палочки в воздухе воображаемыми мелками, двое-трое учащихся могут это сделать на доске.

В ходе беседы о звучащей музыке можно использовать «метод разрушения» (игровой прием) – изменять (нарочно) средства выразительности (темп, регистры, ладовую динамику и пр.)

Продолжаем разучивание песен. Учим детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.

В конце урока можно предложить игру «Угадай мелодию». Желающие дети напевают без слов мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс по группам (по рядам) и предложить «жюри» подсчитать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий.


Методические рекомендации: 

Напомните ребятам ситуацию, которая так часто случается с каждым из нас в жизни: какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

      Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию. Мелодия — это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.

      Три пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька») — создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения. Перед их прослушиванием напомните школьникам, что с музыкой П. И. Чайковского они уже встречались на страницах учебника, и наиграйте «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

      Опираясь на простые жанры музыки — песню, танец и марш, учитель вместе с детьми выявляет их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто не поет голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано, — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента. В танце — движение и ритмы, плавность и закругленность мелодии и узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. Характерные черты этих жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования. Первое, что могут сделать учащиеся вместе с учителем, это попытаться спеть мелодии этих пьес без слов, на какой-либо слог в удобной для пения тональности.

      В песне отчетливо слышна плавная мелодическая линия, которую учащиеся могут сыграть на воображаемой скрипке, изображая длинные, певучие движения смычка.

      В марше пальчики-«солдатики» маршируют на столе или на коленях (если в классе нет столов и парт), играют на воображаемых барабанах. Можно также под «Марш деревянных солдатиков» организовать игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «игрушечных кукол», мальчики играют ее на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой).

      В вальсе дети могут изображать мягкие ритмичные покачивания корпуса и рук над головой влево-вправо, в польке — исполнять равномерными хлопками пульс, а акценты в начале или в конце фраз — отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек.

      Прежде чем начать выполнять задание из учебника-тетради и записывать пульс вертикальными линиями, можно предложить детям изобразить его в воздухе воображаемыми мелками под музыку. Два-три ученика могут делать это на доске.

      Для того чтобы выяснить, кто же из первоклассников самый внимательный слушатель, можно вновь обратиться к игре — предложить детям в своих ритмических импровизациях (маршировке, игре на воображаемых инструментах) отмечать те изменения, которые будут происходить в музыке. Для этого желательно, чтобы фрагменты названных пьес П. И. Чайковского учитель исполнял сам, изменяя темп (быстро — медленно, ускоряя — замедляя), динамику (тихо — громко), регистры (высокий — средний — низкий) и т. п. В результате использования такого приема можно озадачить детей вопросами: что произошло с маршем? Сохранился ли его «игрушечный» характер? Что делало его «игрушечным»? И т. п.

      Исполнение музыки учителем открывает несравнимо большие возможности не только при организации детского музицирования, но и при интонационно-образном анализе музыки детьми, который требует постоянного вслушивания в отдельные элементы музыкальной речи, их вычленения, подчас нарочитого подчеркивания, а иногда и изменения («метод разрушения»).

      Учитель может рассказать детям о том, что П. Чайковский посвятил свой знаменитый «Детский альбом» (1878), в который вошли 24 пьесы, своему племяннику Володе Давыдову.




Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.





20211001_142924.jpg
Заказать
индивидуальное
видео
поздравление
можно
на сайте
https://dimivideo.ru 
По промокоду
MUSICANDI
скидка 30%
УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих


ВИДЕО НА КАНАЛЕ YOUTUBE:








Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.

Яндекс.Метрика