Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Урок 24 Мамин праздник

Уроки музыки в 1 классе
Тема урока: Мамин праздник
Тип урока: Комбинированный урок
Элемент содержания: 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. 


Умения и виды деятельности: специальные: Учащийся научится: Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам народного и профессионального творчества. Учащийся сможет научиться: Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Контрольно-оценочная деятельность: вид: текущий
Контрольно-оценочная деятельность: форма: устный опрос
Образовательные задачи: 
– передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; 
– выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями;
– воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности;
– применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;
– передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Репертуар по слушанию: – В.Моцарт «Колыбельная»
– И.Дунаевский «Колыбельная»
– «Колыбельная» Г. Гладкова или «Колыбельная» (из «Детского альбома») М. Кажлаева
Репертуар по пению: – «Спасибо» И. Арсеева (слова З. Петровой)
– «Вот какая бабушка» Т. Попатенко (слова И. Черницкой)
– «Праздник бабушек и мам» М. Славкина (слова Е. Кагановой) и др. - пение.
Программа: 

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки 

 
Мама! Что может быть дороже на свете! Самые добрые чувства передают в своих произведениях, посвященных материнству композиторы, писатели, художники. Драматургия данного урока подразумевает акцент на таких эмоциональных состояниях детей, в которых будут преобладать покой, умиротворение, возвышенность. Поэтому на первых этапах урока рекомендуется использовать произведения, которые «звучат» на пиано – тихо.

Чтение стихотворения «Тихо, тихо, очень тихо…» В. Орлова может сопровождаться звучанием одной из инструментальных колыбельных:  «Колыбельная» Г. Гладкова или «Колыбельная» (из «Детского альбома») М. Кажлаева. Такой прием, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и поэзии, и музыки. 

Главное, чтобы дети почувствовали, как в этих двух произведениях разных искусств их авторы (поэт и композитор) попытались передать читателям и слушателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки. Можно предложить детям найти ключевое, повторяющееся слово в стихотворении. Это слово «тихо». Следует рассказать детям, о том, что в нотной записи существуют знаки, которые подсказывают исполнителям то,  как должна звучать музыка. Это темп и характер музыки, сила ее звучания (динамика), штрихи (характер звука), звуковысотность (линия мелодии), ритм (чередование длинных и коротких звуков) и др. 

Пусть ребята подумают над тем, есть ли такого рода указания в литературном тексте. Они, наверняка, скажут о том, что таких знаков в литературном тексте нет, поэтому читатель должен сам определить то, как читать стихотворение или прозу. Если бы мы были композиторами и задумали сочинить песню на стихи В. Орлова, то в начале нотной строки мы бы поставили знак Р – тихо.

Рисунки Учебника-тетради также подчеркивают контраст настроений, который находит свое выражение в спокойном характере стиха и колыбельных, и праздничного, приподнятого – в песнях.

Подчеркнув в стихотворении ее песенное начало, можно послушать одну из «Колыбельных», в которой также преобладают напевные интонации, протяженные фразы, спокойный темп, негромкие звучности. Именно эти качества подчеркивают настроение этой пьесы. Можно предложить детям выбрать музыкальный инструмент, которым можно было бы украсить звучание колыбельной песни без слов – бубен, треугольник, барабан, ложки. Если ребята предложат исполнить одну из знакомых им колыбельных песен, то в пении необходимо подчеркнуть песенный, кантиленный характер  музыки, мягкость, полетность  и выразительность звучания детского хора. 

Возможен вариант использования на уроке пластического интонирования колыбельных – исполнение мягкими движениями кистей рук пульсации музыки, а также вокализация их главных мелодий, сочинение текста к ним.

На этом уроке продолжается работа над песнями предыдущего урока, подготовка к школьному празднику в честь маминого праздника – 8 марта.


Методические рекомендации: 

Методика работы с учебниками Музыка 1-4 кл. 1 класс: Музыка и ты

«Мамин праздник». Этот разворот посвящен самому дорогому человеку. Осмысление содержания этого разворота построено на сопоставлении поэзии и музыки стихотворения В. Орлова и инструментальных колыбельных Г. Гладкова и М. Кажлаева. Главное свойство, которое их объединяет, — это песенное начало, неторопливое, тихое развертывание как музыки, так и стиха. Именно благодаря напевности, кантилене поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

После выразительного чтения стихотворения В. Орлова спросите у детей, когда они уже встречались с приемами многократного повторения одного и того же ключевого слова («Золотая осень» А. Барто). Предложите им поимпровизировать и на эти поэтические строки.

Чтение стиха можно сопровождать звучанием одной из колыбельных. Это, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и музыки, и поэзии. С другой колыбельной можно выполнить рекомендованные в учебнике-тетради задания: исполнить мягкими движениями рук (как бы дирижируя) ее пульс или изобразить (девочки), как качают колыбель; «сыграть» фразировку смычком на воображаемой скрипке, украсить начало или конец фраз негромким мелодичным звучанием треугольника или металлофона.

Поскольку обе колыбельные имеют ярко выраженную мелодию, то не будет лишним спеть ее как вокализ (на гласную или слог) в удобной тональности. А может быть, кто-то из первоклассников выступит в роли поэта и сочинит к этой мелодии слова. Контрастом к спокойному, ласковому, эмоциональному звучанию стиха и фортепианных пьес послужит приподнятое, праздничное настроение песен, посвященных маме, бабушке, сестренке: «Спасибо» И. Арсеева (слова З. Петровой), «Вот какая бабушка» Т. Попатенко (слова И. Черницкой), «Праздник бабушек и мам» М. Славкина (слова Е. Кагановой) и др.


Домашнее задание: 

В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям прочитать вместе с родителями алжирскую сказку «Чудесная лютня» (см. с.64-65). Пусть взрослые и ребенок подумают над вопросом: с какой  музыкой вы бы познакомили иностранных гостей для того, чтобы они лучше узнали твою страну, твой народ?


Страницы учебника: 





Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.