Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Урок 26 У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты

Уроки музыки в 1 классе
Тема урока: У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Элемент содержания: 
Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. 
Умения и виды деятельности: специальные: Учащийся научится: Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Учащийся сможет научиться: Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (игра –драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Контрольно-оценочная деятельность: вид: текущий
Контрольно-оценочная деятельность: форма: устный опрос
Оборудование: 
– М. Караваджо «Юноша с лютней», 
– В. Тропинин «Гитарист», О. Ренуар «Девушки за пианино», 
– Я.М.Молеран «Дама за клавесином»

Репертуар по слушанию: 
– «Менуэт» И. Конради (из сюиты до мажор, лютня) – слушание;
– Русская народная песня «Тонкая рябина» (исп. А. Иванов-Крамской, гитара) –слушание;
– «Тамбурин» Ж. Рамо (клавесин) – слушание;
– К. Дакен «Кукушка» – слушание
Репертуар по пению: 
Доп. Й. Гайдн «Старый добрый клавесин» – разучивание песни.
Методические рекомендации: 

Выразительные возможности музыкальных инструментов, с которыми дети знакомятся на этом уроке, проявляют себя в музыкальных произведениях разных жанров, стилей, жизненного содержания. Их восприятие и исполнение расширяет запас жизненно-музыкальных впечатлений детей, позволяет им осваивать особенности музыкального языка, знакомит с исполнителями и композиторами.

Звучание лютни и клавесина, ребята, возможно, услышат впервые. «Менуэт» И. Конради (из сюиты до мажор) прозвучит в исполнении на лютне. С жанром менуэта дети уже знакомы. На рисунке в Учебнике-тетради Муза изображена играющей на лютне. 

Первоначальная тема «Менуэта», грациозная и светлая (мажор), словно расцвечена множеством узоров, украшений. В теме средней части отчетливо слышны энергичные, мужественные («мужские») интонации. Они оттеняют изящество, женственность первой темы. В конце пьесы первоначальная тема не повторяется, но возвращается светлый колорит музыки, ее радостное настроение. Таким образом, контраст настроений – главный прием развития в этой пьесе. 

Усилить представления детей о воздействии музыки на людей поможет домашнее чтение с родителями алжирской народной сказки «Чудесная лютня». Вероятно, следует обратиться и к «дискуссии» по поводу той музыки, которую дети и их родители предложили бы для прослушивания иностранным гостям. 

Звучание лютни целесообразно сопоставить со звучанием знакомого детям инструмента – гитары. Пусть ребята вспомнят известных певцов, которые исполняют песни под аккомпанемент гитары. Звучание обработки русской народной песни «Тонкая рябина» в исполнении известного гитариста XX в. Александра Иванова-Крамского часто изумляет младших школьников. Почему? Да потому, что исполнение этого произведения воспринимается учащимися как игра нескольких гитаристов. Причину такого явления, вероятно, следует искать в том, что дети воспринимают гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающую примитивные аккорды сопровождения к популярным песням. Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы часто ставят школьников в тупик – они не ожидают услышать такую гитару. 

Непросто будет услышать ребятам и многократное повторение одной и той же мелодии песни (учитель может сыграть или спеть ее одноголосно) с разными подголосками, в разном характере. Тем не менее, именно этот тип развития музыки готовит сознание детей к осмыслению такой формы как вариации

Песенность сочетается в «Тонкой рябине» с вальсовой трехдольностью, никнущие, плачущие интонации в конце фраз сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают запоминающийся образ. Даже если слушатели не знают слов, то под воздействием этой музыки у слушателей остается определенное настроение. Пусть дети прислушаются к тому душевному состоянию, которое возникло у них после восприятия этой пьесы. Если же учитель споет им песню «Тонкая рябина» со словами, то детям станет понятной и ее главная мысль: одиночество, тоска, печаль, несбыточные мечты. 

Если учитель играет на гитаре, то любое произведение в его собственном исполнении украсит этот урок. 

Внешний вид старинного инструмента клавесина схож со знакомым детям инструментом – роялем. Но после того, как ребята услышат в записи «Тамбурин» Ж. Рамо * в исполнении на клавесине, то они самостоятельно могут назвать, какими же характерными особенностями обладает звук этого инструмента. Звук клавесина мягкий, негромкий, сказочный. Это ощущение создается потому, что струны защипываются специальным приспособлением из пера или кожи. На рояле по струнам ударяет молоточек, поэтому звук этого инструмента более насыщенный, глубокий, с возможностями к затиханию и усилению силы звучности.

Если учитель исполнит «Тамбурин» на фортепиано, то детям станет очевидной разница звучания. Можно, конечно, применить прием, который позволит имитировать звучание клавесина и на фортепиано. Для этого стоит лишь подложить под струны фортепиано тонкую пергаментную бумагу! 
Нужно сказать первоклассникам о том, что клавесин был дорогим инструментом, корпус его украшался богатой инкрустацией, рисунками на дереве, изящными узорами. Поэтому голос этого инструмента звучал во дворцах, домах придворных, сопровождая балы и увеселения.
Также как и внешний вид клавесина изобиловал причудливыми украшениями, так и мелодии пьес для клавесина словно тонким кружевом оплетались изощренными узорами, украшениями. **
Можно сравнить звучание клавесина с фортепиано и при прослушивании пьесы К. Дакена «Кукушка». Ее дети слышали в исполнении арфы. Пусть они сами определят, кого изображает музыка этой пьесы, споют интонацию зова кукушки и сыграют ее на «немой клавиатуре» вместе со звучанием фонограммы. При этом нужно предупредить детей-«пианистов», что эта интонация будет повторяться много раз, но не одинаково. И поэтому только внимательные слушатели смогут точно повторить ее.

Вновь в Учебнике-тетради 1 класс появляется разворот «Звучащие картины», на котором дети смогут увидеть следующие произведения: М. Караваджо «Юноша с лютней», В. Тропинин «Гитарист», О. Ренуар «Девушки за пианино», Я.М.Молеран «Дама за клавесином». Рассматривание этого разворота направлено на развитие ассоциативно-образного мышления детей, их «внутреннего слуха», на расширение художественных представлений учащихся о многообразии искусства, о его роли в жизни людей. 

Если изучаемые на уроках музыкальные произведения произвели на ребят эмоциональное впечатление, то они смогут ответить на вопросы: какой музыкой можно озвучить эти картины? Какие инструменты – старинные, а какие звучат и в современной жизни? 

В конце четверти целесообразно обратиться к работе над выразительностью звучания песен, которые разучивались на уроках. При исполнении песен следует уделять внимание качеству вокально-хоровых умений и навыков первоклассников. Учителю нужно постоянно обращаться к пению без сопровождения, к составлению композиций, в которых хоровое пение будет чередоваться с ансамблевым и сольным звучанием.

 * Тамбурин
а) ударный музыкальный инструмент в виде цилиндрического двухстороннего барабана. Иногда тамбурином назвали инструмент, напоминающий бубен; 
б) старинный французский танец в двухдольном ритме, исполняемый под звуки тамбурина. Мелодия тамбурина звучала обычно на фоне повторяющихся в басу звуков. Широкое распространение этот танец получил в XVIII в. во Франции.

** В хрестоматии музыкального материала для 2 класса четырехлетней начальной школы предлагается песня Й. Гайдна «Старый добрый клавесин», которую также можно разучить с детьми на этом уроке.

Кукушка. Л.К. Дакен. Э.Москвитина (арфа)

Кукушка. Л-К.Дакен. П.Осетинская (фортепиано) 

Менуэт. Из сюиты до мажор. И.Г.Конради. Ю.Домбуа (лютня)

Тамбурин. Ж.Ф.Рамо. А.Какстон (клавесин) 

Романс. Неизвестный автор. Н.Йерес (гитара)




Ход урока: Источник: Учебник Музыка. 1 класс. Система уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной 


Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара.

Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.