Тема урока: Введение в тему: «Музыкальный образ». (Начало.) Лирический и лирико-эпический музыкальный образ.
Цель урока: освоение новой темы "Музыкальный образ" на уже знакомой учащимся музыке - это лиро-эпические фрагменты из оперы С. Прокофьева "Война и мир".
Элемент содержания: Стилистические особенности музыки С. С. Прокофьева.
Региональный компонент: Л. Н. Толстой и музыка. «Война и мир» (роман-эпопея и опера С. С. Прокофьева).
Образовательные задачи:
Развивающие задачи: развивать умение обозначать музыкальный образ через обобщение
- характера образа произведения, - общественно-исторических условий его создания, - особенностей построения, - выразительных средств
Оборудование:
Репертуар по слушанию: Прокофьев С. С. Ария Кутузова и Вальс Наташи Ростовой из оперы "Война и мир" - слушание.
Методические рекомендации: Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986
Ход урока:
Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Схема на доске: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (далее рисуем стрелочки и пишем)
Музыкальные образы бывают:
- К какому из перечисленных образов относится музыка, которая сейчас прозвучит? Слушание фрагмента Вальса Наташи Ростовой из оперы "Война и мир" С. С. Прокофьева - Какой музыкальный образ? (Лирический.) А теперь попробуем это доказать. - К какому жанру принадлежит эта музыка? (Вальс.) - Каков общий характер? (Нежность, робость и вместе с тем взволнованность, порыв чувства, жажда счастья, захватывающая поэзия этого вальса. Неторопливый.) Обратите внимание на начальные интонации (игра). Как мастерски композитор передал "музыку души". Теперь, слушая ещё раз произведение полностью, определите форму, какие музыкально-выразительные средства подчёркивают характер ? Слушание полное Вальса Наташи Ростовой из оперы "Война и мир" С. С. Прокофьева Возможен вопрос: Что представилось под эту музыку? Этот вальс звучит во 2 картине оперы С. С. Прокофьева "Война и мир" - сцена бала у екатерининского вельможи. Знаете такой роман "Война и мир"? Кто его написал? Напомню главных действующих лиц в связи с этим вальсом: (...) - Какие музыкально-выразительные средства помогают создать картину, описанную прежде? (Интонация, тембр, динамика, мелодия и т.д.) - Кто главное действующее лицо? - Раскрывает ли этот вальс Целостный образ Наташи? (Конечно, нет!... Но воплощает главные черты.) Значит, кроме того, что это лирический образ, чтобы не спутать и т.д. как можно его ещё назвать? (Образ Наташи Ростовой). Этот образ, созданный в музыке, характеризует мир или войну? А теперь послушайте песню, внимательно вслушиваясь в слова. И постарайтесь ответить, когда была написана она до войны или после? Слушание песни "Дороги". - Какую песню можно вспомнить, похожую на эту? ("Баллада о солдате")
Записи в тетради:
Музыкальный образ Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Музыкальные образы бывают:
Заполнение таблицы:
скачать таблицу одним файлом здесь>>> (раздаточный материал)
Раздаточный материал:
Вальс Наташи Ростовой
1. Раскрывает ли этот вальс целостный образ Наташи?
Ария Кутузова
1. Что она представляет собой? |
Назад в раздел