Тема урока: Классика и современность
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / Урок-беседа
Элемент содержания: Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Умения и виды деятельности: специальные:
Знать/понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная. Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Репертуар по слушанию: Музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
Репертуар по пению: О.Митяев «Как здорово»
Страницы учебника:
Классика и современность. Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?
Классикой (от лат. classicus - совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и др.
Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определённому стилю, художественному направлению.
Слово стиль (от греч. stylos, буквально - палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль - стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются ее новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими сверстниками, и с людьми далекого прошлого - как бы побывать в разных временах.
Задание. Послушайте несколько музыкальных фрагментов, найдите их мелодии в нотной записи. Определите, какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными и русскими. Какие из них относятся к жанру серьёзной, а какие к жанру лёгкой музыки? |
Назад в раздел