Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Самоуправление в хоре. Municipality in the choir

Как создать школьный хор. How to create a school choir

Хор — это прежде всего коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыкихорового искусства.

Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.

Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться сделать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя.

С первых же шагов, с первых занятий руководитель должен стремиться окружить себя активом детей, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделать так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Для этого желательно всех участников хора проверить на каких-то простых задачах организационного характера. Скажем, все по очереди дежурят по хору, но дежурный обязан не только доложить руководителю о количестве присутствующих и об их готовности к занятиям. Дежурный (или дежурные) отвечает за то, чтобы помещение, где будет проходить репетиция, было проветрено, за то, чтобы была в порядке доска и т.д. В дальнейшем дежурный готовит к работе необходимую для занятий технику (магнитофоны, проигрыватели и т.д.), проверяет наличие и готовность к занятиям музыкальных инструментов, открывает крышку рояля (пианино), приносит дирижерский пульт (по необходимости). Но самая важная функция дежурного — это еще до прихода руководителя посадить участников хора на места, проверить наличие присутствующих, короче говоря, подготовить все и всех для начала репетиции. Уже на подобных дежурствах (проявляются организаторские способности детей, которые следует отмечать и развивать.

Особое значение мы придаем выборам органов самоуправления в хоре. Вначале не следует спешить с выборами председателя совета хора и членов совета. Руководителю важно самому разобраться, кто из хористов наиболее подходит для выполнения этих обязанностей. Поспешные выборы могут затормозить все дело, так как дети, особенно в младшем возрасте, предлагают и выбирают подчас своих сверстников совсем не за организаторские способности и заслуги. Допустим, голосуют за девочку Нину. Спрашиваю, почему именно за Нину. Отвечают: «А она очень хорошо читает стихи и вообще хорошая девочка». А Колю выбирают за то, что он отличный футболист.

Председателем совета хора должны стать не просто хорошая девочка или хороший мальчик, а человек, которого ребята осознанно или неосознанно считают своим лидером, к мнению которого прислушиваются, воле которого подчиняются. Если такого ярко выраженного лидера в коллективе нет, выбирается хорист с уже проверенными (по своему классу) возможностями.Тут полезно посоветоваться с учителями, с одноклассниками, иногда с родителями. Большое значение имеет единомыслие председателя совета хора и всех его членов с руководителем хора.

Руководитель, проводя воспитательную работу с хором в целом, особое внимание должен уделять его активу, участникам самоуправления, поручая им все более сложные задачи. Так, в хороших хоровых коллективах актив выполняет все необходимое  по построению хора перед концертом, следит за  формой хористов, подготовкой и проведением дней рождения хористов (поздравления, дирижирование — как подарок имениннику).

Значение актива возрастает при поездках хора. В этих случаях каждый из членов совета имеет свое звено, за которое он полностью отвечает.

Конечно, вся деятельность совета проходит под контролем руководителя хора, и ему принадлежит право утверждать или отменять решения совета. Умелый руководитель пользуется этим правом очень осторожно и всегда старается поощрять разумную инициативу детей. Так, иногда даже подсказанные им решения воспринимаются хористами как свои собственные, так как обсуждаются всеми членами совета. В свою очередь, демократически построенный детский актив с разбуженной инициативой может подсказать руководителю совершенно иные решения тех или других проблем.

Предложим примерную структуру совета хора и его количественный состав (который находится в прямой зависимости от количества участников хора и в одних случаях может быть несколько больше, в других случаях — меньше). Например, если в хоре 40— 50 человек, в работе совета принимают участие 7—8 человек:

председатель, его заместитель, 2—3 старосты хоровых партий (если хор трехголосный — староста I сопрано, староста II сопрано и староста альтов), библиотекарь, редактор стенной газеты.

Во многих хорах имеется также историк, об обязанностях которого будет сказано ниже. В работе совета могут принимать участие старейшие участники хора (если хор существует ряд лет) и даже бывшие его участники, а также приглашенные учителя, родители, представители администрации школы, общественных организаций (в зависимости от вопросов, решаемых на совете), заседания совета проходят по необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА

Председатель осуществляет руководство и контроль над всей организационной деятельностью совета, помогает руководителю следить за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной хористов. Председатель совета может предлагать повестку дня заседаний. Вопросы могут быть поставлены самые серьезные (вплоть до исключения нерадивых из коллектива). Председатель следит за деятельностью дежурного по хору, за проведением дней рождения, дней встреч с выпускниками хора, капустников и т. д.

Заместитель председателя является помощником председателя во всех организационных делах и замещает его при необходимости. За ним, кроме этого, закрепляется один из главных участков организационной работы. Например, контроль за посещаемостью хора.

Часто заместитель председателя следит за ведением документации совета, протоколов, летописи хора.

Староста хоровой партии ведет учет посещаемости хористов своей хоровой партии, назначает из числа опытных хористов шефов для работы с подшефными (разучивание хоровых партий, занятия упражнениями хорового сольфеджио и т.д.).

Библиотекарь следит за нотной библиотекой хора, своевременно подбирает ноты для занятий (организация переписки нот, запись на доске и т.д), раздает ноты старостам хоровых партий.

Редактор стенной печати отвечает за выпуск стенной газеты, организует оформление «молний» и художественное оформление летописи хора.

Кроме перечисленных общественных должностей, в совете может быть так называемый историк. В его функции входит ведение летописи хора, сбор и хранение реликвий хора (грамоты, фотографии, медали, значки, подарки…).

С помощью и под контролем историка создается музей коллектива. Музей может занимать всего лишь одну полку шкафа, а может стать гордостью не только хора, но и всей школы. Это зависит от того, насколько хор стал общественно важным музыкальным очагом в школе, сколько у него имеется материалов, фиксирующих его активную творческую и общественную деятельность. Часто музей хора размещается на одной из стен кабинета музыки.

Источник: Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. Стр. 13-15.



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.