<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>
Музыка и Я
4
2009-07-21
Здравствуйте!
Лечебное применение музыки известно издревле. Еще по библейскому сказанию Давид игрой на арфе излечивал царя Саула от припадков безумия и хандры. С незапамятных времен в армии всегда были оркестранты, и противники зачастую старались в первую очередь избавиться именно от них. В обязанности городского трубача раньше входило успокаивать душевнобольных людей. Античные греки содержали при своих лечебницах целые армии хористов и музыкантов — в их обязанности входило не только развлекать разболевшихся свободных граждан, но и способствовать их скорейшему выздоровлению. Также много веков тому назад у арабов около больниц собирали музыкантов. На европейском континенте в XVIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. Указанные примеры подтверждают истинность сербской пословицы: «Музыкант играет — вся хворь пройдет».
Выздоровление больного в далекие времена сопровождалось религиозными обрядами, в которых одно из главных мест занимала именно музыка. Многие древние народы, в частности египтяне, греки, китайцы, арабы и другие прибегали к ней для излечения многих заболеваний, например меланхолии и психических отклонений. Не были исключением и некоторые народы нашей страны.
В старину ашуги (народные певцы) обычно шли впереди грузинского войска и песнями вселяли мужество в души воинов. В Грузии, кроме того, существовал и давний обычай: когда ребенок заболевал корью или оспой, дом украшали и пели колыбельные песни — болезнь протекала легче и выздоровление наступало значительно быстрее. В Армянской народной медицине музыка использовалась с древних времен и включала в себя элементы психотерапии. Выдающиеся армянские врачи средневековья Гераци и Амасиаии назначали песни гусанов в качестве лечебного средства при лихорадочных заболеваниях на почве различных душевных переживаний с явлениями угнетения психики. Кроме того, в XVIII веке знаменитый ашуг Саят-Нова в своей песне о кяманче (род струнно-смычкового инструмента) говорит следующее: «Ты всем даешь веселый вид, с тобой опять здоров больной» — в подстрочном переводе это означает: «Ты (кяманча) радуешь глубоко опечаленное сердце и обрываешь лихорадку у больного». Армяне также применяли в народной медицине лечение определенных болезней игрой на музыкальном инструменте у постели больного.
У других народов Кавказа при некоторых болезненных состояниях излюбленным средством считалась музыка с плачем при участии самого больного.
(отрывок из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998)
Продолжение в следующем письме. А сейчас в завершении мне хотелось бы затронуть вот какую тему: ещё один месяц остаётся до начала нового учебного года. Какой методический материал по какому классу Вы бы хотели получить в первую очередь.? Пишите, я обязательно отвечу. С уважением, Ирина Тихонова
автор рассылки Ирина Тихонова