Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



1 КЛАСС

Календарно-тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ уроков музыки


Поурочное планирование уроков музыки в первом классе
четырехлетней начальной школы.

Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент,
руководитель проекта УМК «Музыка»
для начальной школы

            

Поурочное планирование для уроков музыки в первом классе разработаны на основе содержания концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» (руководитель проекта Н.А. Федосова). Основные положения преподавания учебного предмета «Музыка» в рамках данной концепции изложены в программе (авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева– руководитель проекта, Т. С. Шмагина). Программа обеспечена учебно-методическим комплектом. Учебно-методический комплект «Музыка»  для 1 класса четырехлетней начальной школы включает в себя Учебник-тетрадь «Музыка» для учащихся, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала (на трех аудиокассетах) для учителя.

            В программе и поурочном планировании определены принципы, на которых выстраивается содержание и педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» с учетом взаимодействия его с другими учебными предметами, такими как «Родное слово» («Развитие речи», «Литературное чтение»), «Знакомство с окружающим миром», «Изобразительное искусство», «Физическая культура». Широкое культурологическое пространство предмета «Музыка», использование разнообразных форм и видов деятельности учащихся на музыкальных занятиях позволяет интегрировать содержание предмета и методы музыкального обучения в  пространство других образовательных областей, не нарушая их логики изучения, специфики преподавания других школьных предметов, особенностей возрастного развития детей.

Цель уроков музыки в  1 классе – формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное – пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах. Необходимо найти такие педагогические технологии, которые были бы адекватны  природе музыкального искусства, а также возрасту учащихся.

 Отличительной особенностью данной программы в целом и Учебника-тетради для 1 класса в частности является тот факт, что знакомство детей с миром музыки, музыкального творчества и исполнительства осуществляется в опоре на русскую музыкальную культуру. Именно «от родного порога», по мудрому выражению народного художника России Б.М. Неменского, от родных тем, интонаций, мелодий, образов легче осваивать духовный опыт человечества, изучать закономерности музыки, приобретать навыки и умения ее исполнения, приобщаться к сокровищам мировой культуры.

Задачи уроков музыки в 1 классе таковы:

– развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

– понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

– освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

– изучение особенностей музыкального языка;

– формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

В Учебнике-тетради два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые соответствуют содержанию двух учебных полугодий. По замыслу авторов учебной книги, необходимо было связать жизненные впечатления детей, их собственное отношение к окружающему миру, к людям (сверстникам и взрослым), к самим себе с многочисленными музыкальными впечатлениями – школьными и внешкольными. Именно систематизации жизненно-музыкального опыта детей и посвящен первый год обучения музыке.

Своеобразным символом Учебника-тетради 1 класса становится  Муза.  Детям будет интересно узнавать ее  в разных образах на страницах учебника.

Смысловой единицей Учебника-тетради является разворот. Каждый разворот имеет свое название. Практически каждый из разворотов является своеобразной художественно-педагогической идеей урока, которая и помогает учителю разрабатывать его сценарный план. На разворотах учебника расположен разнообразный материал: тематические рисунки, репродукции с картин известных художников, небольшие тексты, нотная графика, вопросы и задания.

В первом классе на уроках чтения начинается работа по развитию речи учащихся. Музыка – это тоже язык, который дети должны освоить. Поэтому в методах и приемах работы по освоению литературного и музыкального языка может быть много общего. Музыкальная речь сравнивается с разговорной речью, при этом выявляется их сходство и различие. И основой этой работы становится выразительность интонаций речи и музыки, осмысленность произношения как литературных, так и музыкальных «высказываний».Развитие речи первоклассников связано также  с расширением их эмоционального словаря, необходимого для отклика их на характер и настроение музыки. Именно умение размышлять о содержании музыки, передавать в словесных характеристиках свое собственное отношение к музыке, давать нравственную оценку музыкальным образам ребенок может лишь при успешном развитии вербальных (речевых) умений и навыков.

Необходимо также отметить, что при разучивании песен происходит осмысление их стихотворного текста. Прием раздельного выучивания текста песен без опоры на мелодию, не дает ожидаемого эффекта. Рекомендуется пропевать мелодию с текстом, предлагая детям разного рода задания, обращая внимание на осмысленность текста детьми, выразительное подчеркивание главных слов в предложении-фразе, активную артикуляцию текста учащимися, объяснение учителем в ходе разучивания песни непонятных, «трудных» слов. При разучивании песен оживленного характера возможно применять прием ритмизованного чтения текста песни.

Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности – восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера.

Определенную помощь в усвоении «ключевых» понятий и терминов музыкального искусства, таких как жанры музыки, средства музыкальной выразительности (мелодика, ритм, темп, тембры голосов и инструментов, регистры, лад (мажорный и минорный) и др., особенности формы и композиции произведений –  детям может оказать работа с таким разворотом учебника как «Твой музыкальный словарик».

Творческие задания в Учебнике-тетради направлены на поиск созвучных музыке художественных ассоциаций: выразительное чтение стихов, сочинение простейших мелодий, создание пластических образов, изобразительной деятельностью.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с различными художественными образами, учатся воспринимать содержание живописных полотен, передавать в собственных рисунках разнообразные явления окружающего их мира. На уроках изобразительного искусства дети постепенно осваивают язык живописи и других видов искусства. Поэтому очень важно при опоре на художественные образы других искусств в процессе музыкальных занятий привлекать их художественный опыт. И вновь главным методическим принципом сопоставления различных видов искусства, способствующим становлению ассоциативно-образного мышление может стать метод «сходства и различия», сопоставления, например, напевной мелодии в музыке и плавного рисунка на картине, контрастных цветов (ладов), ритмичности движения, особенностей композиции-формы. На уроках музыке в 1 классе предлагаются разного рода задания, связанные с изобразительной деятельностью учащихся – нарисуй рисунок, созвучный какому-либо музыкальному произведению яркого программного характера, раскрась рисунки художника, изображающие персонажей музыкального сочинения и др. Конечно, учителю не следует акцентировать внимание на оценивании опытов изобразительной деятельности первоклассников, так как главным на уроках музыки остается успешность музыкального развития школьников.

 Проблемные вопросы, обращенные к юным композиторам, исполнителям, слушателям, не только настраивают детей на эмоционально-осознанное восприятие музыки, но и помогают им высказывать свое отношение на различные музыкальные явления, создавать собственные оригинальные исполнительские интерпретации.

Описание обучения первоклассников по предмету «Музыка» в адаптационный период предлагается в журнале «Начальная школа».[1]     

Двигательную пассивность и перегрузку детей в первые месяцы их обучения помогут устранить ярко выраженные игровые элементы урока, такие виды музыкальной деятельности как: музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, свободное дирижирование, использование элементов танцев, игра на музыкальных инструментах, инсценировки стихов и музыки и др. Следует заметить, что большинство первоклассников не имеет ярко выраженной координации простых движений рук, ног, корпуса. Поэтому как на уроках физической культуры, так и на уроках музыки нужно стремиться к развитию координации, простейших двигательных навыков учащихся.

В поурочном планировании в зависимости от общего и музыкального развития первоклассников мы попытались разрабатывать сценарии уроков таким образом, чтобы показать учителю возможность вариативного использования предлагаемого музыкального (и шире – художественного) материала, разнообразных видов практической деятельности детей, вопросов и заданий.

В предлагаемом планировании уроков в 1 классе описываются некоторые наиболее значимые для урока искусства методы  и приемы обучения музыке, которые учитывают особенности музыкального материала, его содержательную основу, особенности возрастного и музыкального развития первоклассников.[2]



[1]  Журнал «Начальная школа», № 8, 2001. С. 33–34.

[2]  Основные термины и понятия, которые должны усваивать учащиеся на уроках музыки в 1 классе, выделены в поурочном планировании курсивом.





Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.