ПОЛОНЕЗ. Этому великолепному, величественному танцу-шествию дали название французы. Polonais по-французски значит "польский".
У каждого танца своя судьба. Но если для большинства старинных танцев характерен постепенный переход в чисто инструментальную музыку, а затем - забвение жанра, то исторический путь полонеза был динамичным. Его истоки - в крестьянском торжественном и степенном танце-шествии которым сопровождался уход крестьян с полевых работ. Танец был чисто мужской, четырехдольный. Популярен он был и в шляхетской среде, однако там его характер был иным - воинственным.
По-видимому, к концу XVII века полонез приобрел тот ритм, который и стал его отличительной чертой. Это трехдольный ритм с раздробленной первой долей, благодаря чему в полонезе удивительным образом сочетаются грациозность танца с твердостью марша.
В XVIII веке полонез довольно широко вошел в инструментальную музыку. Однако его не перестали танцевать. Он продолжал жить как танец, а следовательно, и развиваться. Танцевальный и инструментальный полонезы воздействовали друг на друга и расширяли свои выразительные возможности. Сочинялись полонезы и салонно-элегические - вспомните знаменитый Полонез М. К. Огиньского Прощание с родиной. Всеобщей любовью пользовались оркест ровые полонезы с хором. Таков полонез О. А. Козловского Гром победы, раздавайся!
Непревзойденной вершиной жанра стали фортепианные полонезы Ф. Шопена. Это целые поэмы, в них ощущается мощное воздействие оркестрового письма. Горделивые и рыцарственные, блестящие и трагичные, они были не просто глубоко личными произведениями композитора, но стали символами Польши — его прекрасной и страдающей под чужеземным игом родины.
Лит-ра: Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1998, стр. 244 - 245.