Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Прелюдия


ПРЕЛЮДИЯ. Многие люди, особенно в детстве, когда впервые слышат это слово, воспринимают его в смысле "при людях". Не так ли? Хочется его подправить и писать через "и".

На самом деле это латинское слово, вошедшее во многие европейские языки, означает совсем другое. Но сходство с русским в нем действительно есть, хотя и не по части "людей", а как раз наоборот. "Пре" похоже на русское "пред", "перед" и означает то же самое. Перед чем же? Перед ludere - игрой. Как же так, почему перед игрой, что, сама прелюдия -это не игра?

Все началось с импровизаций перед исполнением сложнейших полифонических произведений, которые писали для органа в XVI-XVII веках. Для того, чтобы такие сочинения воспринимать, уметь следить за переплетением голосов и следовать за мыслью автора, - нужно основательно настроиться, погрузиться в ту атмосферу звуков, которая будет характерна для основного произведения. Поэтому такая настройка поначалу была не произведением, а подготовкой к нему и называлась прелюдированием. Если основное произведение - фугу или ричеркар — можно сравнить со строгой архитектурной постройкой (правильной, регулярной, как раньше называли), то прелюдию - с окружающим природным пейзажем, парком вокруг нее, так свободна и "просторна" музыка прелюдий, в основе которой импровизация, полет фантазии. Бурные органные пассажи прелюдий гулко и величественно разносились под сводами соборов, увлекая и завораживая слушателей.

До середины XVIII века импровизация была нормой музицирования. Поэтому прелюдирование было распространено также и в клавирной музыке, и в лютневой. Однако время его кончилось тогда, когда музыкальные интересы людей переместились из соборов или частных гостиных в многолюдные светские залы, где главным героем-исполнителем стал оркестр.

Прелюдировать можно одному композитору-исполнителю. А как прелюдировать оркестру? Получится невообразимая какофония. На смену сложнейшим "готическим" постройкам полифонических произведений пришли формы более простые, удобные для восприятия. Надобность в предварительной настройке отпала. А новые произведения - симфонии, концерты, увертюры -стали начинаться так ярко и броско, что сразу привлекали и концентрировали внимание слушателя. Прелюдия ушла в вечность вместе с фугой.

Всю вторую половину XVIII века и начало XIX века прелюдия как бы спала летаргическим сном. Казалось, жанр навсегда потерял свою жизненную силу. Однако истории музыки понадобилось, чтобы исчерпал себя стиль классицизма, почти забывший сложные полифонические формы и сопровождавшее их прелюдирование, чтобы на заре эпохи романтизма вдруг засверкали ценности далекого барокко. Засверкали они, естественно, совершенно по-новому.

О чем думал юный Фридерик Шопен, когда его осенила одна из многих гениальных идей? Может быть, то особое, одухотворенное восприятие природы, пейзажа, тяга к естественности чувств, которые владели романтиком, напомнили ему о том, что подобные настроения умели удивительно передавать старые мастера в своих прелюдиях: нежных и созерцательных, неистово бурных, мечтательных, протестующих, восторженных, торжествующих и т. д., и это в будущем ярко проявилось в шопеновском творчестве.

Однако прошло много времени, сменилось несколько поколений. Иными стали речь? манеры, облик людей, линии архитектуры и одежды. И то, о чём мог поведать органист прихожанам своего собора, уже не подходило для камерно-салонного музицирования пианиста в кругу друзей или в изысканном концертном зале. Образцами ему скорее могли послужить клавирные миниатюры того же Баха, отличающиеся великим разнообразием настроений. Однако если для Баха прелюдия существовала чаще при фуге, хотя у него же возникли и так называемые хоральные прелюдии (обработки протестантских хоралов для органа), то для Шопена она стала полноценным независимым произведением, и само слово перестало соответствовать своему первоначальному смыслу. С этих пор, с начала XIX века, прелюдией (иногда в мужском роде - прелюдом) стали называть небольшую пьесу, как правило, запечатлевшую какое-то одно настроение.

Оттого, что прелюдии бывают столь невелики и мимолетны, их нередко объединяют в циклы. Прелюдии пишут для фортепиано, скрипки, ансамблей, оркестра и т. д.

В XX веке Д. Д. Шостакович - великий полифонист - возродил баховскую традицию и написал цикл из 24 Прелюдий и фуг. Его примеру последовали многие композиторы.

Остается добавить, что слово прелюдия давно уже употребляется иносказательно, например, когда говорят о событии, предшествовавшем какому-то более значительному действию.

Лит-ра: Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1998, стр. 246 - 248.




Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.