На седьмом и восьмом уроках школьники получают представление о том, как «киты» встречаются вместе. Кульминацией урока может стать песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце», в которой выражено стремление всех людей планеты к миру. Сначала учитель исполняет ее на фортепиано. Такое звучание песни может вызвать столкновение мнений школьников, отвечающих на вопрос: «Что это — песня, марш или танец?» Ребята знают эту музыку как песню (могут даже начать подпевать припев), но в данный момент ее никто не поет, и к тому же под нее очень удобно маршировать. В этом случае происходит осознание известной на практике истины о возможности «встречи «китов» друг с другом». В результате активно-творческого, аналитического восприятия музыки, когда учащиеся услышат характер этой песни-марша, почувствуют заключенную в ней огромную энергию, с которой выражена вера людей в победу сил мира, решается главная задача — научить ребят «не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать (!) музыку, но и размышлять о ней» [1].
Ha данных уроках происходит углубление темы в связи с разучиванием попевки «В нашем классе», которую ребята исполняют в виде песни, вальса, польки и марша. (Учащиеся уже имеют некоторый опыт исполнения песни-танца и песни-марша на примере песни «Веселый музыкант».)
Исполнение попевок в виде секвенций (См. Хрестоматию) способствует расширению певческого диапазона, выравниванию регистров, развитию ладового чувства школьников. Важно, чтобы ребята после исполнения нескольких звеньев секвенции ответили на вопрос: «Можно ли здесь остановиться, или требуется продолжение?» (в зависимости от того, как закончилась музыка — на модулирующем аккорде или на тонике).
Каждый вид попевки, тот или иной тип музыки дают возможность решать новую исполнительскую задачу, благодаря чему учащиеся смогут ощутить и понять необходимость определенного характера исполнения и постепенно приобрести ряд навыков. Так, в работе над песней и вальсом осваивается навык кантиленного пения, при разучивании песни-польки вырабатывается навык легкого напевного звучания; в связи с исполнением песни-марша — легкое маркато, дикционная ясность, четкость ритма при сохранении певучей, выразительной фразировки. Закрепление последних навыков происходит при разучивании и исполнении песни-марша Т. Попатенко «Это октябрята». Содержание этой песни заключает в себе возможность яркого воспитательного воздействия на учащихся, тем более что в это время первоклассники становятся октябрятами.
1. Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.—В кн.: Программа, с.11.