Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



Урок 1 «И Муза вечная со мной!»

Уроки музыки в 1 классе
Тема урока: «И Муза вечная со мной!»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / Путешествие
Элемент содержания: 

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.


Умения и виды деятельности: специальные: Учащийся научится: – Наблюдать за музыкой в жизни человека. – Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. – Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; - правилам поведения на уроке музыки, правилам пения; - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования. – Исполнять песни (соло, в ансамбле, в хоре). Учащийся получит возможность научиться: – обогащение индивидуального музыкального опыта; – пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; – расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; – воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.
Контрольно-оценочная деятельность: вид: текущий
Контрольно-оценочная деятельность: форма: устный опрос
Образовательные задачи: Вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства.
Репертуар по слушанию: Вход в класс:
– Д. Кабалевский «Песня о школе», «Школьные годы»,
– И. Дунаевский «Школьный вальс»,
– Ю. Чичков «Наша школьная страна»,
– Г. Струве «Школьный корабль» и др. (песня на школьную тематику на выбор учителя)

Слушание:
– Фрагмент музыкального произведения по выбору учителя (музыка из к\ф, мультфильма, балета и т.п.)
– Популярная детская песня

– П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» - слушание, дирижирование
- Песня о школе, об осени (на выбор учителя) - разучивание
    
Репертуар по пению: – Песня о школе, об осени (на выбор учителя) - разучивание

– Д. Кабалевский «Песня о школе»
– И. Якушенко «Пестрая песенка»    



Программа: После входа в класс под музыку и приветствия обращаем внимание на то, что музыка будет звучать с самого первого момента каждого урока: входить в класс и выходить дети будут под музыку.

Настраиваем на то, что дети будут заниматься музыкой – слушать, размышлять об ее содержании, самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать в этом будет учебник-тетрадь (знакомство с новым учебником должно быть сюрпризом на первом уроке).

– Где в жизни звучит музыка?
– Как музыка влияет на мысли и чувства
похоже слово «муза»? – Музыка.

Покровителем муз был бог Аполлон.
Рассматриваем Аполлона на здании Большого театра на с.7.

– Итак, к нам на урок пришли Музы, и сейчас зазвучит музыка (напоминаем о том, что слушать музыку надо в тишине, слушаем тишину). Звучит «Па-де-де». Какое настроение возникает после ее звучания? Какими словами можно ее охарактеризовать? (торжественная, возвышенная, праздничная). В ходе беседы называем имя великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского (показываем портрет). Проверяем, какими дети были слушателями: могут ли дети определить, кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей). Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр). Кто руководит оркестром? (дирижер).

Предлагаем представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и откликнуться на музыку с помощью выразительных дирижерских жестов (свободное дирижирование вне схемы).

Почувствовать себя певцами-хористами дети могут при разучивании новой песни. С первого урока вырабатываем вокально-хоровые навыки: напевность звучания, одновременное начало и окончание песни, мягкое естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных, отчетливое произношение согласных.

Обобщение.
Методические рекомендации: 

Первый урок очень важен для того, какой эмоциональный настрой получат дети от первых встреч с музыкой в школе. Не секрет, что для современных детей общение с музыкой ограничивается развлекательной музыкой, не вызывающей у них серьезных мыслей и глубоких чувств.

Если уроки проходят в кабинете музыки, новом для первоклассников, то учителю важно обратить внимание на то, что музыка будет звучать с самого первого момента каждого урока: входить в класс и выходить из него дети всегда будут под музыку. На первом уроке может прозвучать в фонозаписи одна из песен о школе: «Школьные годы» или «Песня о школе» Д. Кабалевского, «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Наша школьная страна» Ю. Чичкова, «Школьный корабль» Г. Струве» и др. вводит детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас». В дальнейшем в течение всего первого года обучения желательно организовывать вход в класс и выход из него под музыку одного и того же марша.[1]

Это определенным образом организует внимание детей, будет позитивно настраивать их на урок музыки, а также поможет учителю начать работу по выработке навыков координации простейших движений под ритмичную маршевую музыку.

            В начале урока учитель обращает внимание учащихся на оформление кабинета музыки, портреты композиторов, ноты, книги о музыке и музыкантах, музыкальный инструмент, на котором он будет играть на уроке, звуковоспроизводящую аппаратуру и другие технические средства обучения. Главное настроить детей на то, что они будут заниматься музыкой – слушать музыку и размышлять о ее содержании, знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться ее исполнять – петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать им в этом будет Учебник-тетрадь. Пусть для ребят будет сюрпризом на первом уроке знакомство с новым учебником по музыке.

            Во вступительной беседе учитель предлагает ребятам задуматься над вопросами: где в жизни звучит музыка? как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей? как изменилась бы жизнь человека, если бы из нее исчезла музыка? Желательно, чтобы ответы детей комментировались небольшими отрывками звучащей музыки (в фонозаписи, а также в исполнении учителя и учеников). По ходу беседы желательно создавать в классе атмосферу «концертного зала», объясняя ребятам то, что музыка должна звучать в тишине, что перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовиться» к работе над ним – настроиться на нужный характер, послушать задание учителя, выпрямиться и т.п.

           Вслед за этим можно перейти к следующему этапу урока, на котором в работу включается Учебник-тетрадь. Дети рассматривают рисунки разворота «И Муза вечная со мной!» Учитель рассказывает им о том, что Музы – волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки. Здесь может прозвучать фрагмент («Па-де-де») из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Торжественная, возвышенная музыка создает определенный эмоциональный фон урока, способствует созданию праздничного настроения у детей.

Пусть дети подберут слова, которыми можно охарактеризовать характер этой музыки, а также определить то настроение, которое возникает у них после ее прослушивания.

Органично из той беседы возникают перед детьми вопросы: направленные на усвоение основных понятий этого разворота Учебника-тетради: композитор – исполнитель – слушатель. Нужно назвать ребятам имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, жившего в XIX веке, показать его портрет. Проверить то, какими слушателями являются сами дети и могут ли они определить, кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей?), как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр); кто руководит исполнением оркестра? (дирижер).

Предложите ребятам представить себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и попытаться ощутить себя настоящими исполнителями, эмоционально откликнуться на музыку с помощь. Выразительных дирижерских жестов. Свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки Чайковского из балета «Щелкунчик» (также как и маршировка под музыку) поможет формированию навыков координации простых движений под музыку разного характера.

Почувствовать себя певцами-хористами дети смогут при исполнении знакомых им детских песен, а также при разучивании одной из песен о школе. К сожалению, при исполнении знакомых песен, учащиеся часто поют форсированным звуком, крикливо, чаще проговаривая, чем пропевая текст песни. Вялый артикуляционный аппарат детей делает текст песни непонятным для слушателей. И наоборот – вялый артикуляционный аппарат детей делает текст песни непонятным для слушателей.

Следует также отметить, что у первоклассников небольшой объем дыхания, поэтому они «разрывают» слова при пении. Поэтому необходимо нацеливать детей на то, что петь громко – не значит петь красиво и выразительно. Нужно бережно относиться к своему голосу, потому что голос – это самый нежный «инструмент». Нужно, чтобы при пении голоса всего класса сливались в стройное звучание хора.

Итак, при разучивании новых песен (о школе, об осени) с самого первого урока нужно вырабатывать такие вокально-хоровые навыки как: напевность звучания мелодии, одновременное начало и окончание пения (в этом детям может помочь рука учителя-дирижера), мягкое, естественное звучание голов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных и отчетливое произношение согласных звуков.

Конечно, с ключевыми понятиями музыкального искусства (композитор–исполнитель–слушатель, оркестр, дирижер, хор, песня, мелодия и др.) первоклассники будут постоянно встречаться на уроках музыки, поэтому не следует требовать от детей заучивания их определений. Важно, чтобы эти понятия были связаны с музыкально-слуховыми представлениями детей.   

В завершении урока можно напомнить ребятам то, какая музыка прозвучала, с каким композитором они познакомились, что нового они узнали об исполнителях и какими исполнителями стали сами.



[1] Такими маршами могут быть: «Марш» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка», «Марш» Д Шостаковича из цикла «Танцы кукол», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского из цикла «Детский альбом», песня-марш «Пусть всегда будет солнце!» А. Островского и др.



Ход урока: Источник: Учебник Музыка. 1 класс. Система уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной


Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния

Назад в раздел



Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.